О МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


Восприятие художественного произведения. Перед чтением произведения следует создать атмосферу ожидания. На предыдущем уроке учитель вызывает интерес учащихся, кратко сообщая о писателе, о произведении или (в средних классах) дает творческую работу на дом, в той или иной мере подготовляющую учащихся к восприятию произведения.

На уроках литературы обязательно должно звучать живое слово поэта, писателя. И первый чтец — учитель: именно его чтение, если оно идет от сердца, создает в классе атмосферу интимности, непосредственности. К чтению учитель обязательно готовится. «Прочесть, как следует, произведение лирическое,—писал Гоголь, — вовсе не безделица; для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполняющее его душу; нужно и душою и сердцем почувствовать всякое слово его…»

Стремясь возможно полнее передать в чтении образы, чувства, мысли поэта, учитель выражает и свои чувства, свое отношение к читаемому — и тогда эта искренность и непосредственность передается учащимся. Не должно быть никакой попытки наигранной и холодной декламации. Того же должен требовать учитель и от учащихся. Закончив чтение и сделав небольшую паузу, учитель стремится к тому, чтобы углубить, осмыслить прочитанное стихотворение. Для этого можно рекомендовать разные приемы: раскрыть книги (при чтении, учителя они закрыты) и молча внимательно прочитать прослушанное стихотворение; спросить, понравилось ли оно, чем именно, какая строфа, какие места показались особенно замечательными, особенно впечатляющими, как развивается поэтическая мысль поэта. Затем можно предложить нескольким учащимся прочитать стихотворение вслух; при этом ставится вопрос, что в чтении каждого было особенного, что, какие чувства переданы более удачно и что не совсем удалось передать, есть ли различие в понимании прочитанного. Затем можно прослушать чтение двух мастеров художественного слова и обсудить, в чем сходство и различие каждого чтеца в восприятии и понимании стихотворения. Задание на дом: вдуматься в стихотворение и подготовить выразительное чтение, сумев при этом мотивировать особенности своего понимания его.

Чтение учителя в отдельных случаях может быть заменено чтением заранее подготовленного, хорошо читающего ученика. Если читается большое прозаическое произведение, следует тщательно отобрать относительно законченный текст, чтобы он занял не более 15—20 минут в IV—VI классах, не более 25—30 — в старших. При этом, особенно в старших классах, в беседе обращается внимание учащихся на особенности языка, стиля писателя, его своеобразие по сравнению с ранее прочитанными произведениями.

В средних классах даются разные задания: пересказать отдельные эпизоды с сохранением особенностей стиля писателя, проиллюстрировать рисунками отдельные места, эпизоды произведения, подготовить выразительное чтение. В старших классах, особенно если большое произведение полностью читается дома, предлагаются творческие работы — отзывы о прочитанном, о том, что произвело наиболее сильное впечатление и пр. Эти работы, собранные учителем, дают ему представление об уровне понимания отдельными учащимися прочитанного и в большой степени ориентируют его в анализе произведения. Полезно потом, в конце изучения темы, возвратить учащимся их работы и предложить их дополнить или написать заново; это покажет и школьникам и учителю, насколько углубилось их восприятие; можно также предложить им самостоятельно проанализировать другое произведение изучаемого писателя. Все это приемы метода творческого чтения.

Другая методическая ситуация создается перед чтением в классе сложного для учащихся произведения, требующего для его полноценного восприятия более или менее обширного комментария учителя. Это может быть эмоциональный рассказ о жизни писателя или эпизод из его жизни, связанный с созданием произведения; например, рассказ об А. А. Фадееве, герое гражданской войны на Дальнем Востоке, — перед чтением «Метелицы», о крепостном праве и клятве И. С. Тургенева бороться с ним —перед чтением «Муму»; отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева о М. Ю. Лермонтове на новогоднем маскараде— перед чтением стихотворения «1-е января» (1840).

Это может быть историко-литературный комментарий; например, рассказ о поездке А. С. Пушкина в Оренбургскую губернию для собирания материалов о Пугачевском восстании перед чтением «Капитанской дочки»; краткое изложение творческой истории «Горя от ума», «Евгения Онегина», «Войны и мира», романов «Мать», «Петр Первый» и др.

В этих случаях осуществляется сочетание приемов репродуктивного метода с приемами метода творческого чтения; именно сочетание, потому что слово учителя имеет в виду главную цель — обеспечить художественное восприятие произведения учащимися, соответствующим образом эмоционально подготовить учащихся к его чтению.

Анализ произведения. Изучение, или «анализ», художественного произведения — центральная проблема методики литературы. Широко разработаны различные пути анализа, его особенности в зависимости от рода и жанра произведения, от возрастных особенностей и возможностей учащихся, от задач начального (IV—VII классы) и систематического (VIII—X классы) курса литературы. Смысл анализа, прежде всего, заключается в углубленном, «размышляющем» прочтении произведения, в том, чтобы читатель-школьник усвоил логику поэтической мысли писателя, логику образов, лично пережил их, обогатился ими. «Недостаточно заучить слова… недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные, нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность. В этой простой идее выражается самый главный вывод, подсказываемый живым опытом воспитания человека. Поэтому она близка и понятна всем тем, кто, как Добролюбов, Уиганский, Толстой, подходил к школе, к обучению и воспитанию вообще, прежде всего со стороны, требований к человеку (какой нужен нам человек, каким он должен быть?), а не со стороны только требований к умениям, мыслям, чувствам (какие нужны умения, идеи, чувства, какими они должны быть?)». Художественная литература — «чедовековедение», как называл ее М. Горький, как раз и подходит к изображаемой действительности «со стороны требований к человеку», идеала человеческой личности, и поэтому в процессе изучения литературы чрезвычайно важно добиваться того, чтобы учащиеся личностно воспринимали художественные образы, формируя свой идеал личности. В этом отношении особенно действенна современная советская литература. «В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляет их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства». И положительные герои дооктябрьской литературы в произведениях Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Чернышевского, Л. Толстого оказывают влияние на формирование идеала человеческой личности. С другой стороны, отрицательные персонажи и советской и дооктябрьской литературы, получившие соответствующую оценку прогрессивных писателей, также важны в формировании нравственного и социального самосознания учащихся. Важно показать учащимся, как отразились в художественных произведениях противоречия жизни, борьба прогрессивных сил с реакционными, многообразие и сложность освободительной борьбы народа в XIX, начале XX века, то, с какой самоотверженностью лучшие, благороднейшие люди сражались за победу Великой Октябрьской социалистической революции, на полях гражданской и Великой Отечественной войн, на сложнейших участках строительства социалистического общества. Постепенно, все более основательно и на уроках истории и на уроках литературы школьники усваивают принципы историзма и коммунистической партийности в исследовании социальных, идеологических явлений, в том числе художественной литературы.

Произведение искусства — это исследование жизни, но исследование специфическое, отличное от научного. В процессе изучения литературных произведений учащиеся получают и теоретические знания о специфике литературы. В VII классе они усваивают понятия «художественный образ» как конкретное и в то же время обобщенное изображение жизни, роль художественного вымысла как специфического художественного обобщения, отличающегося от научного, но и связанного с ним. «Познание реальной действительности и в науке и в искусстве совершается от явления к сущности… Наука, изучающая при посредстве явлений сущность, вскрывает закон движения, развития, формирует его в общих абстрактных положениях, понятиях, гипотезах, теориях. Процесс познания в данном аспекте совершается от единичного, особенного к общему. В искусстве этот процесс имеет своеобразие. Здесь явление и сущность раскрываются в непосредственной взаимосвязи, что и находит свое выражение в художественном образе. В нем наиболее важное, существенное отражается в индивидуальном. В художественном образе органически объединяется «живое созерцание» и обобщение. Он отображает существенную сторону в конкретно-чувственной форме… Мы подчеркивали особенность художественного познания в отличие от научного, логического. Это разграничение имеет, однако, относительный характер».

Это отличие художественного познания от научного учащиеся усваивают практически в процессе изучения литературы, приобретая и литературоведческие, научные знания. Чрезвычайно важно только, чтобы учащиеся осознавали значение теоретических знаний в процессе анализа текста и умели использовать их.

В процессе анализа произведения следует избегать нередко встречающихся ошибок: сухости, схематичности, излишнего затягивания анализа; все это приводит к скуке, снижает интерес учащихся. Нельзя допускать, чтобы в результате анализа стирались наиболее характерные особенности, стили разных произведений. Наоборот, учащиеся должны понимать и уметь сказать, в чем особенность, оригинальность, новизна каждого произведения, сознавать, чем обогатались они духовно в результате изучения произведения.

Наиболее характерный метод при анализе произведения — эвристический, проявляющийся в форме эвристической беседы или заданий учащимся, что не исключает, конечно, в разных методических ситуациях использование исследовательского и репродуктивного методов в их сочетаниях.

Эвристический метод в процессе анализа нередко переплетается с методом творческого чтения, если непосредственная цель учителя заключается в том, чтобы усилить художественное воздействие произведения на. учащихся путем размышления учащихся над отдельными эпизодами, поступками персонажей, над теми или иными художественными деталями. При этом иногда возникает потребность прочесть вслух отдельные места текста. Мысль учащихся направляется заранее подготовленными вопросами учителя. Их цель — учить детей внимательно вчитываться в текст произведения, углублять свой читательский образ на основе авторского, уточнять свое видение тех картин, которые рисует писатель, обогащать свое воображение. Один из очень важных путей к этому — внимательный анализ языка произведения в разбираемых эпизодах, в описании персонажей, их действий, их речи; надо учиться ценить меткость языка автора, его отношение к рассказываемому, к персоналом. Вот, например, какое разнообразие выразительных глаголов использует Тургенев в «Муму»: барыня расхаживала по гостиной. Приживалка заметалась с тоскливым беспокойством, порхнула в переднюю. Степан бросился сломя голову. Муму вывернулась, пустилась во все лопатки, не давалась чужому, прыгала и увертывалась. Дворецкий Гаврила метко характеризует Татьяну — безответная, а пьяницу Капитона — мочальная душа. Следует обратить особое внимание учащихся на отношение автора к персонажам: беспощадное разоблачение капризов избалованной барыни, иронию по отношению к привилегированной дворне — Гавриле, кастелянше, лекарю — и глубокую симпатию к могучему Герасиму, описанному с душевной болью и теплотой и в то же время с уважением к его нравственным качествам.

Чем более основательно под руководством учителя школьники вчитываются в текст, чем больше у них остается образных представлений, тем глубже они вникают в мысль писателя, идейную направленность его произведения, тем доказательнее их собственные выводы, которые можно делать только на основании хорошо известных фактов. Так, чтобы найти ответ, почему, Герасим самовольно ушел в деревню, утопив Муму, а не ушел вместе с любимой собачкой, надо проанализировать его переживания в трех испытаниях: переезд в город, история любви к Татьяне, нежная привязанность к Муму и трагический для него исход. Здесь образное мышление непосредственно связывается с понятийным. Учащиеся должны доказать, что переживания и поступки Герасима убедительно мотивированы автором, обратив внимание и на то, как, какими средствами достиг этого Тургенев. Учитель дополняет и приводит в систему высказывания учащихся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт