МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Основная работа проводится по формированию навыков овладения основными типовыми фразами для устной речи и звукобуквенными соотношениями для чтения. Работа ведется главным образом фронтально в быстром темпе, чтобы обеспечить максимальную практику учащимся. В случае необходимости учитель сообщает классу правило-инструкцию, после чего учащиеся вновь обращаются к практике, т. е., уяснив способ выполнения операции или действия, они приступают к осуществлению этих операций и действий, к многократному их воспроизведению.

Следовательно, при практической направленности обучения основным методом на начальном этапе будет метод тренировки, а также в ограниченной степени используется объяснительно-иллюстративный метод. На среднем этапе обучения объяснительно-иллюстративный метод занимает то жe место, что и на начальном этапе, однако, по мере накопления языкового материала все большее значение приобретает метод практики, которому отводится та же роль, что и методу тренировки. Новый языковый материал тренируется в целях репродуктивного овладения готовыми единицами, после чего эти готовые единицы сразу же включаются в практику в аналогичных условиях. Для создания таких условий применяются уже ТСО, которые позволяют моделировать большое количество аналогичных ситуаций для использования тех же самых языковых средств. Поскольку говорение — это такой вид речевой деятельности, который может развиваться только при непосредственном контакте и под руководством учителя, то основное время в классе должно уделяться практике в говорении. Письмо на среднем этапе следует исключить из классных занятий. Этот вид работы, во-первых, занимает слишком много времени, во-вторых, без всякого ущерба может быть перенесен на дом, являясь средством обучения (а не целью); письмо, а следовательно, и письменные упражнения, выполняемые дома, будут способствовать повторению и закреплению пройденного в классе. Поскольку чтение является не менее важным практическим умением, чем устная речь, ему также следует обучать в классе под руководством учителя. Распознавание речи требует меньше затрат усилий и времени, чем порождение речи. Тем не менее метод практики в распознавании языкового материала в новых условиях, т. е. в новых текстах, должен иметь место на уроке, а это означает, что возможны такие упражнения (приемы работы), когда учащиеся на уроке читают тексты про себя, а учитель в случае необходимости помогает им разобраться в материале, который может вызвать затруднения.

Следует еще раз подчеркнуть, что на среднем этапе обучения преобладают виды работы, направленные на практику в выражении своих мыслей.

На старшем этапе в основном используются методы поисковой речевой деятельности в говорении, слушании и чтении. Эти методы требуют такой организации работы, при которой школьники учатся самостоятельно выражать свои мысли в новой ситуации или извлекать информацию из прослушанного, прочитанного. Процесс чтения переносится на дом, в классе могут выполняться лишь отдельные подготовительные упражнения, направляющие и организующие деятельность учащихся. Основное время в классе посвящается тому виду речевой деятельности, который требует непосредственного контакта с учителем, а именно — говорению. С этой целью используются технические средства обучения, которые помогают моделировать различные ситуации общения. На уроке отводится время для проверки понимания текстов, прочитанных дома, но и в это время необходимо использовать методы поисковой деятельности, т. е. организовать беседу по поводу и в связи с прочитанным (при этом целесообразно пользоваться самими текстами). Письмо на старшем этапе полностью переносится на дом.

Итак, на старшем этапе основными являются методы поисковой деятельности, практики и в меньшей степени метод тренировки. Метод тренировки имеет меньшее значение, чем на начальном и среднем этапах, так как благодаря определенному речевому опыту школьников навыки владения новым языковым материалом могут у них формироваться непосредственно в процессе того или иного вида речевой деятельности, минуя специальную тренировку.

Объяснительно-иллюстративный метод приобретает особое значение вследствие того, что, во-первых, на старшем этапе при ведущей роли чтения возникает необходимость в умении опознать по признакам и понять сложные грамматические явления. Наряду со словесным объяснением необходимо использовать различные таблицы, схемы, тем более, что к такой наглядности учащиеся старшего возраста привыкли на уроках и по другим предметам. Во-вторых, в связи с довольно большим по объему языковым материалом возникает внутриязыковая интерференция, которая эффективнее всего преодолевается в результате сравнения и сопоставления, осуществляемых при объяснительно-иллюстративном методе.

Таким образом, существует зависимость методов от целей и этапа обучения иностранным языкам.

Рассмотрим зависимость методов от содержания обучения, которое проявляется в навыках, умениях, непосредственно в материале.

Поскольку практическая цель обучения состоит в развитии умений в говорении (монологической и диалогической устной речи), т. е. продуктивном виде речевой деятельности, в понимании речи на слух и чтении, т. е. рецептивном виде речевой деятельности, то и методы должны быть направлены на оптимальное развитие этих умений, а это значит, что они должны способствовать достижению наибольшей результативности в наименьшие сроки и при минимальной затрате сил со стороны обучаемых. Так, в этом случае, когда необходимо сформировать навыки автоматизированного владения лексическим и грамматическим материалом в процессе выражения своих мыслей и этот материал по синтаксическому оформлению не отличается от соответствующих моделей родного языка, используется показ образца, после чего следует обильная тренировка на этом материале. При этом широко применяется слуховая и зрительная наглядность: учащиеся хором и индивидуально повторяют образцы вслед за учителем, работая с грампластинками, в паузах строят предложения, опираясь на картинки, слайды. В этих случаях роль объяснительно-иллюстративного метода минимальна, основную нагрузку несет метод тренировки при широком использовании наглядности, фронтальной и парной форм работы. Особенно результативна, как показала практика, работа в парах с раздаточным материалом в условиях лингафонного кабинета, когда школьники получают возможность одновременной обильной тренировки. Причем, поскольку материал на данной стадии мало вариативен, то и возможность ошибок учащихся практически равна нулю.

Освоив форму новой типовой фразы с помощью метода тренировки в какой-то одной ситуации, учащиеся должны далее научиться использовать ее в иных, новых ситуациях, т. е. уметь самостоятельно переносить приобретенный навык в новые условия. С этой целью используется метод практики, когда школьники строят свои микровысказывания по аналогии с широким использованием зрительной или зрительно-слуховой наглядности (имеются в виду серии картинок, немые и озвученные слайды, кинокольцовки). Поскольку в этих случаях хоровая работа невозможна, рекомендуется использовать фронтальную и парную формы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт