Как ходить в детский сад без капризов?



Конфликт с воспитателем.

Еще один повод для капризов и отказа идти в сад — конфликт с воспитателем. Причем у этого конфликта может быть множество проявлении Например, каждый день воспитатель жалуется, что ребенок ведет себя ужасно в саду, при этом дома малыш — золотой ребенок. Такое вполне может быть, и даже часто именно так и бывает. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решении то малыш 3-4 лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей совести, как говорит пословица — без царя в голове. Способностью самоконтролю еще не развилась, а дома совестью и контролерами малыша были мама и папа.

Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть правильным. Именно для этого он ведет себя вызывающе, тем самым ом говорит: «Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, выдержите меня!». Чаще всего доброжелательность окружающих в скором времени помогает ребенку поверить, что быть достаточно хорошим можно и без постоянного контроля взрослых. «Я Могу сам себя контролировать!» — осознает малыш, если видит, что его проделки — вовсе не катастрофа для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят совершенно разных детей — и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного посторонне-I о контроля за собой, ребенок почувствует себя увереннее и начнет лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

alt

Сказка про Обижалку

Жил-был в лесу Обижалка. Как ты думаешь, почему его так Называли? (Выслушайте соображения ребенка.) Верно, потому что он обижал всех, кого только мог.

То белочку за хвостик дернет или орешек у нее отберет, то медвежонку в мед хвои накидает или шишкой по голове стукнет. Долго так продолжалось.

Перестали ребята-зверята с Обижалкой играть. Тогда Обижалка стал стараться их еще больше обидеть. «Раз не хотят со мной играть, пусть хотя бы подерутся»,думал Обижалка. Тогда зверята не только с ним играть перестали, но и дразнить но начали. Как только его увидят, сразу кричать начинают:

Обижалка идет,

Всем обиды несет!

Ног своих не жалей:

Разбегайся скорей!

самом первом плавании. Так и рассорились. Зайка убежал в лес и плакал от обиды на пенечке. А Ежик убежал вместе с Бельчонком, который согласился быть помощником капитана.

Зайке было очень горько и досадно, хотелось вернуться в игру. Но он не знал, как это сделать, как помириться с друзьями.

Мимо Зайки пролетал мудрый Филин.

—    О чем, Зайка, плачешь, о чем слезы льешь?

—    Как же мне не плакать? Как слезы не лить? Я строил-строил корабль, хотел быть капитаном… А Ежик позвал Бельчонка…

—    Это, конечно, серьезно. Но, думаю, помочь твоему горя можно…

—    Правда?Зайка оживился. Ему очень-очень хотелось помириться с друзьями.А что надо делать?

—    Надо бежать к друзьям и играть с ними.

—    А если они не примут меня?

—    Если ты будешь вежливым, будешь говорить волшебный слова, то друзья тебя обязательно примут.

—    Ну вот, я приду и скажу, что я буду теперь капитаном на корабле, а они не согласятся.

—    Если так скажешь, то могут и не согласиться,задумчиво сказал филин.Надо сказать по-другому.

—    Это как?

—    А как бы ты хотел, чтобы к тебе в игру просились?

—    Ну… чтобы сказали: « Заинька, возьми меня к себе в игру пожалуйста, я буду помогать тебе вести корабль..».

—    По-моему, хорошо получилось. Думаю, после таких слов друзья точно примут тебя в игру.

—    Как здорово! Спасибо вам, дядюшка Филин! Я побежал!

Ежик с Бельчонком очень обрадовались и с удовольствием приняли Зайку в игру.

Методические рекомендации. Ребенок может не иметь моделей поведения для преодоления конфликтных ситуаций. Рассказывая подобную сказку, взрослый предлагает выход из непростых для малыша обстоятельств. С большой долей вероятности можно предположить, что ребенок попробует предложенный, подсказанный сказкой вариант поведения. Получив положительный результат, ребенок увеличит «кредит доверия» помогающему ему взрослому.

Вообще к словам воспитателя об агрессивном поведении ребенка необходимо отнестись с пристальным вниманием. Первое, что нужно сделать в этой ситуации, — удостовериться, что у малыша нет неврологических причин, чтобы так себя вести. Осмотр у хорошего невропатолога вовсе не означает, что ваш ребенок болен или с ним не все в порядке. Вполне возможно, окажется так, что в вашем случае помощь невропатолога не требуется, но тогда вы совершенно точно будете это знать и сконцентрируете свое внимание на исключительно педагогических приемах разрешения ситуации. Однако может случиться так, что нервная система ребенка не справляется с нагрузками, и малыш сам страдает от того, что делает. Его нервной системе требуется поддержка, и квалифицированный невропатолог поможет это сделать максимально быстро и эффективно.

Данную рекомендацию (о том, что в плохом, неадекватном поведении нет неврологических причин) следует применять более широко. Например, когда дошкольник вдруг становится значительно более капризным, чем прежде, его желательно показать невропатологу в силу указанных выше причин.

Столкнувшись с проблемным поведением своего ребенка, родители могут также обратиться к психологу детского сада с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию. Это позволит сэкономить силы и время. Однако, к сожалению, не в каждом садике есть психолог. Тогда необходимо взять ответственность на себя.

Самостоятельно разрешить сложившиеся противоречия ребенок, скорее всего, не сможет. Поэтому его родителям важно самим ощутить климат детского коллектива. Для

Обижалка сначала их всех побить хотел. Но как всех сразу догнать? Пробовал в них шишками кидатьни в кого не попал. Ребята-зверята еще больше и веселее его дразнят.

Совсем приуныл Обижалка. Горько и грустно ему стало. Дозе плакать захотелось. Присел Обижалка на травку… и вдруг услышал, что рядом, за деревьями, кто-то всхлипывает. Обижалка протер лапками глазки и пошел смотреть. Оказалось, это маленькая девочка сидит на пенечке и плачет, а возле ног ее стоит корзинка. В корзинке два грибочка. Обижалка сначала хота шишек насыпать в корзинку, но потом раздумалслишком уж горько девочка плакала. Вместо этого он спросил:

—    Ты чего плачешь?

—    Я заблудилась. Мама с папой уже волнуются. Ни меня, ни грибов. Бедная я, бедные мама и папа. Вот горе-то!

—    Тоже мне горе! Сейчас мы все поправим,Обижалка сказал и сам удивился. Он от себя такого не ожидал.

—    Поправим?— девочка вытерла слезы и с любопытством смотрела на Обижалку.Правда?

—    Конечно, поправим. Здесь рядом есть грибная полянка. С( берем грибы, а потом я тебе дорогу из леса покажу!

—    Как здорово, идем скорее!девочка весело побежала т дорожке.

Полянка и в самом деле оказалась рядом. Она вся была по крыта грибами: большими и маленькими, оранжевыми, коричневыми, белыми.

—    Ух ты, какие грибочки! Лисички, подберезовики, подосиновики! И не входит больше в корзинку! Ничего, пусть для кого-нибудь еще растут!

Обижалка стоял рядом и радовался вместе с девочкой.

—    Чтобы выйти из леса, надо дойти вон до той большой сосны,Обижалка показал лапой.А потом повернуть направо. И все. Лес закончится.

—    Спасибо тебе! Ой! Я даже не спросила, как тебя зовут?

—    Меня?.. Обижалка.

—    Обижалка? Не может быть! Ты меня спас, ты мне так здорово помог. Для меня ты совсем не Обижалка, а самый настоящий Помогайка! Можно я тебя так буду называть?

—    Помогайка… Помогайка,Обижалка попробовал на вкус Новое имя.Да, мне нравится, пусть так и будет.

—    Вот спасибо тебе, замечательный Помогайка!девочка обняла его и побежала по тропинке к высокой сосне. — До свидания, Помогайка.

—    Да, я теперь буду Помогайка, это так здорово помогать.

Широко улыбнувшись, он зашагал к своему домику. Зверята,

заметив его, хотели закричать свою дразнилку, но, увидев непривычную широкую улыбку на лице бывшего Обижалки, передумали.

Методические рекомендации. Сказка про Обижалку будет работать и в том случае, когда Обижалкой является собственно ваш ребенок, и тогда, когда в группе есть «штатный» Обижалка. Во втором случае ребенок сможет понять и почувствовать, что часто Обижалки просто отвечают на провокацию либо не знают, как можно вести себя иначе (не имеют другой модели поведения).

alt

Как Зайка с Ежиком мирился

Грустный-прегрустный Зайка сидел на пенечке. Грустным Зайка был оттого, что поссорился сегодня со своим другом Ежиком. Зайка и Ежик построили вместе корабль из листьев и веток. Друзья долго спорили, каждый хотел быть капитаном в

этого, если есть такая возможность, надо поприсутствовав в группе и понаблюдать за взаимодействиями дегей. Запомните, в какие моменты ваш ребенок начинает себя вести на вполне адекватно. Возможно, его провоцируют на агрессивное поведение. К сожалению, воспитатель не всегда располагает достаточным количеством времени, чтобы заметив все тонкости детских взаимоотношений. В результате, наказывают того, кто выразил свое отношение открыто. Следовательно, ребенок, признанный виновным, может быть не активной агрессивной стороной, а всего лишь отвечающем В этом случае именно он нуждается в защите.

Другой причиной, по которой сын или дочь проявляют агрессию, может быть попытка с помощью таких неадекватный действий вступить в контакт с другими детьми. В этом случае агрессивным детям также необходима помощь, но уже скорее, методического характера, нежели психологического. Необходимо обучить их продуктивным моделям общение например, умению организовывать интересные игры.

Как ходить в детский сад без капризов?

Помогите придумать ребенку несколько заготовок, которые он потом сможет воплотить в группе. Самый простой вариант — дать малышу маленькое зеркальце и научить его пускать солнечных зайчиков. Можно подойти к вопросу более основательно, например, подготовить игру в поезд.

Игра в поезд

Для игры надо дома заготовить красиво написанные номера (для закрепления на стульях) и билетики для пассажиров. Стулья расставляются друг за другом (вагоны в поезде). На каждый стул скотчем или каким-либо другим доступным способом прикрепляется номер. Пассажирам выдаются билеты с номерами вагонов. Дети должны занять указанное и билете место. Когда все пассажиры расселись, машинист проверяет билеты («Все ли на своих местах?»), затем занимает первый стул, и поезд «трогается». «Ту-ту!» — говорит машинист. «Чух-чух-чух!» — могут повторять пассажиры. На остановке все пассажиры выходят. Можно играть заново.

Предварительно нужно поставить в известность воспитателя о ваших игровых планах и заручиться его поддержкой. Возможно, воспитатель также вам что-то посоветует. Наиболее удачными станут те домашние заготовки, которые можно «завернуть» в сказочную упаковку.

Наконец, может случиться, что ваш малыш по каким-то причинам действительно вел себя так, как описывает воспитатель, но детское поведение носило ситуативный характер. Однако у воспитателя уже создалось представление

о вашем ребенке как о возмутителе спокойствия. Поэтому воспитатель теперь именно от вашего малыша ждет такого «возмутительного» поведения. Ребенку не остается ничего другого, как оправдывать ожидания взрослого. В этом случае присутствие мамы или папы в группе детского сада также необходимо. Родитель сможет заметить такие «ожидания» воспитателя и обратить на них внимание. Если слона и поведение родителя будут достаточно корректными, то воспитатель будет только благодарен.

Таким образом, своевременное родительское вмешательство позволит избавить ребенка от ярлыка возмутителя спокойствия, способного осложнить его дальнейшее пребывание в детском коллективе. Кроме того, доверие и поддержка собственного ребенка будут способствовать укреплению отношений с малышом.

«Вредные» привычки и полезные навыки. Иногда ребенку бывает трудно влиться в детский коллектив, потому что он имеет какую-либо поведенческую особенность, привычку. Например, прежде чем что-то сказать, сначала морщит нос или в минуты волнения засовывает палец в рот и не достает его оттуда до полного успокоения.

alt

Сказка про Обезьянку, которая сосала палец

Жила-была на свете Обезьянка, которая очень любила сосать палец. Она делала это довольно часто: когда волновалась, когда радовалась, когда хотела успокоиться, перед сном. Делала она это так. (Показываем на игрушечной обезьянке.) Вообще, с одной стороны, это была очень полезная привычка. Вот, например, что можно сделать, чтобы успокоиться? А палец во рту здорово\\ помогает. Но, с другой стороны, эта привычка иногда сильно ме4 шала. Другие обезьянки ей часто говорили:

Ну, что ты сосешь палец? Ты не наелась? Может быть, съешь еще банан?

Как ты думаешь, что еще могли говорить другие обезьянки? (Здесь у родителей появляется прекрасная возможность узнать какие слова, касающиеся вредной привычки, в большей степени за девают ребенка.)

Нашу Обезьянку все эти слова очень огорчали и обижали. Она все не понимала, почему другие обезьянки не верят, что это полезно и приятнососать свой большой палец?

Однажды с нашей Обезьянкой произошла такая удивительная история. Она вместе со своей подругой отправилась за бананами на самый край того леса, где жило ее племя. Сначала они весело перепрыгивали с дерева на дерево, смеялись и шутили, двигались очень быстро. Однако спустя некоторое время подруги поняли, что заблудились. Наша Обезьянка испугалась и привычным жестом засунула пальчик в рот. В этот момент ее подруга, которая тоже напугалась, соскользнула с ветки и начала падать. Нашей Обезьянке пришлось справиться со своим страхомбояться некогда, ведь друг в опасности. Обезьянка вытащила палец изо рта и прыгнула на помощь подруге. Она успела как раз вовремя и втянула подругу на ветку.

—    Спасибо,сказала подруга.Я немного испугалась и растерялась, даже забыла держаться лапами за ветки. Ты меня спасла.

—    Я думаю,ответила наша Обезьянка, которая после

спасения подруги чувствовала себя спокойно, уверенно и даже как будто немного повзрослевшей,мы обязательно найдем дорогу. Только завтра, сейчас уже вечер. Поужинаем фруктами, поспим, а утромв путь.

Обезьянки поужинали и стали ложиться спать. Наша Обезьяний, как обычно, легла, свернувшись клубочком и засунув пальчик в рот,она всегда так засыпала у себя дома. Полежав так некоторое время, она почувствовала, что мерзнет.

—    Давай обнимемся,робко прошептала, стуча зубами, подруга,мне так холодно, что я, кажется, начинаю простужаться.

И снова нашей Обезьянке пришлось достать пальчик изо рта, чтобы крепко, двумя лапками обнять свою подружку и согреться.

Утром обезьянки проснулисьникто из них не заболел, они ведь согревали друг друга своим теплом. Утро и в самом деле оказалось вечера мудренееподруги взобрались на вершину самого высокого дерева и смогли разглядеть путь домой. По дороге они набрали столько бананов, сколько только смогли унести.

Племя встретило их радостными криками и дружескими объятиями. Подруги обезьянки угощали всех бананами и весело смеялись. А наша Обезьянка думала: «Как здорово, что я теперь могу выбирать: хочу сосу палец, не хочуне сосу! Ведь если бы я не могла выбирать, то моя подруга упала бы и больно ударилась, а потом ночью мы бы простудились и заболели. Какая я все-таки молодец!». Обезьянка внимательно посмотрела на свой пальчик, улыбнулась и в рот его класть не стала.

Методические рекомендации. Сказка про Обезьянку помогает вывести вредную привычку на сознательный уровень и создать позитивный якорь: теперь взрослый может, заметив палец во рту, сказать: «Как обезьянка». Ребенок вспомнит сказку и обратит внимание на собственные действия. Таким образом, становится избыточным строгое указание вести себя прилично.

К сожалению, в борьбе с сосанием пальца, как и с другими вредными привычками, родители часто допускают непоправимые ошибки. Они стараются подавить болезненную привычку, наказывают, пытаются объяснить, что это плохо, стыдят. Но такие методы способны лишь закрепив привычку.

Рекомендации, которые помогут справиться с вредной привычкой ребенка:

  • Нужно не бороться с привычкой, а выяснить причины се возникновения и устранить их.
  • Установите доверительные отношения с ребенком. Очень важно вовремя заметить тревогу, испуг и помочь успокоиться (приласкать, поговорить, отвлечь чем-либо). Если ребенок в возрасте до года, помогает покачивание на руках или в кроватке, разумное пользование соской, убаюкивание колыбельными. Даже детишки постарше любят слушать такие песни в исполнении мамы или паны.
  • Установите четкие рамки дозволенного. Запретов нм должно быть слишком много, но некоторые должны быть неизменными: никогда не залезать на подоконник, не брать посуду с плиты, не открывать шкафчика лекарствами и т. д.
  • Жизнь ребенка должна быть разнообразной, насыщенной впечатлениями, различными играми, но не пере груженной. Активную деятельность следует чередовать с более спокойными занятиями.
  • Не бойтесь лишний раз похвалить ребенка, отвлечь от грустных мыслей.
  • Поощряйте общение своего ребенка с другими детьми,
  • Если малыш грызет ногти, сократите интеллектуальные нагрузки! (Эта привычка говорит об умственной и эмоциональной перегруженности, а также о высоком уровне тревожности.)
  • Контролируйте время, которое ребенок проводит у телевизора и компьютера. Сократите, а лучше вовсе исключите просмотр боевиков, новостей и жестоких мультфильмов, компьютерные «стрелялки» заменяйте развивающими играми.

Не менее распространенная вредная привычка детей — грызть ногти. Для работы по устранению этой привычки тоже можно предложить сказку:

alt

Волшебные варежки

Пришел Зайка к маме и сел грустный в уголке.

—    Зайка, ты чего не играешь с ребятами ? Они вон в садике так весело играют.

—    Я не хочу с ними играть!

—    Что случилось?присела мама рядом с Зайкой.

—    Они надо мной смеются, говорят, что у меня когти некрасивые, что когти грызут только малыши…

—    Ах вот в чем дело… Знаю, как тебе помочь.

Мама на минутку вышла, а когда вернулась, у нее в руках были нарядные варежки.

—    Возьми, малыш.

—    Зачем мне варежки?

—    Это волшебные варежки: как только ты захочешь погрызть ногти, они сами тебе на лапки наденутся.

—    Правда?

—    А ты проверь!улыбнулась мама.

Только Зайка собрался грызть, как варежкираз! и оказались на лапках. Как теперь грызть? Никак! Зайка иногда забывал, что решил больше не грызть ногти, но варежки его всегда выручалинадевались на лапки. Летом очень жарко в варежках, Зайка и отучился от своей привычки.

Еще один серьезный фактор, мешающий ребенку адаптироваться к детскому саду, — отсутствие у него некоторые навыков, присущих детям определенного возраста. Так, например, ребенок 3-4 лет, не пользующийся горшком, может оказаться в затруднительном положении и медленно адаптироваться в группе, в которой большинство детей уже успешно владеют этим навыком.

alt

Сказка про горшок

Жил-был маленький розовый горшок. Жил он в самой обычной двухкомнатной квартире у двух замечательных маленьких девочек:. Чаще всего он стоял в уголке возле ванной комнаты и грустил. Ему было печально и одиноко. Потому что девочки очень редко к нему подходили.

Однажды швабра, стоявшая рядом, спросила горшок:

—    Горшок-горшок, почему ты такой грустный?

Как же мне не грустить? Стою я один в уголочке, никто ко мне не подходит…

—    Горшок, ты ведь такой красивыйрозовый, блестящий, С удобной спинкой. Вот бы мне стать такой красивой,с завистью сказала швабра.

—    Эх, швабра-швабра, да если бы меня замечали также часто, как тебя… подходили бы ко мне, садились… я был бы так счастлив!

—    Тебя бы это в самом деле порадовало ?

—    Конечно, я ведь для этого и придуман, а не для того, чтобы пылиться в углу. Вот ты, швабра, для чего нужна ?

—    Пол мыть!

—    Раковина для чего нужна ?

—    Чтобы умываться!

—    Щетка зубная для чего нужна?

—    Зубы чистить!

—    А я, горшок, для чего нужен?

—    Чтобы какать и писать!

—    Правильно, а я стою в уголке, и никто на меня не садится. Мне так грустно, что даже плакать хочется…

—    Мне кажется, горшок, я знаю, как тебе помочь…

—    Помоги, пожалуйста!

—    Когда девочки будут собираться на прогулку, я упаду на пол рядом с тобой, будет грохот, все сразу посмотрят в твою сторону. А перед прогулкой надо ведь обязательно посидеть на горшке… Тут они к тебе и придут.

Договорились швабра с горшком, ждут, когда же девочки гулять соберутся, затаились.

Девочки поели, начали одеваться, швабра приготовилась и… БАБАХ!

Мама и девочки выбежали в коридор.

—    Что случилось?спросила мама.

—    А что это там такое?девочки заметили блестящий розовый горшок.

—    Это же наш новый горшок, а мы-то про него совсем забыли,всплеснула руками мама.Давайте-ка пописаем в горя шочек перед прогулкой.

—    И после, и после!!!развеселились девочки.

—    Не дадим горшочку больше скучать,добавила мама.

Горшок был счастлив. Швабра, которую уже подняли и поставили в другой уголок, хитро ему подмигнула. А девочки пост прогулки снова навестили горшок и перед сном покакали в него. Утром горшок был первым, с кем пообщались девочки.

С тех пор горшку скучать и грустить уже не приходилось, девочки стали писать и какать только в него.

Методические рекомендации. Процесс приучения к горшку происходит, конечно же, очень медленно и не без рецидивов. У ребенка вырабатывается привычка ходить на горшок в определенное время, когда он активен, в возрасте от 2 до 2,5 лет. После этого придется потерпеть еще немного, прежде чем эта «самодисциплина» распространится на ночное время.

Как у малышей формируется навык пользования горшком?

1 год — начало учебы, первые попытки сажать на горшок;

1,5 года — ребенок начинает контролировать опорожнение кишечника;

2 года — малыш контролирует опорожнение мочевого пузыря (просится на горшок);

2,5-3 года — ребенок в большинстве случаев спит сухим. У мальчиков, правда, «мокрые» ночи могут продолжаться еще полгода.

3,5 года — ребенок самостоятельно встает ночью на горшок.

Если в возрасте 4 лет малыш еще мочится в кровать, необходимо обратиться к врачу.

Еще одно важное умение, при отсутствии которого у вашего малыша могут возникнуть проблемы с посещением детского сада, — умение отстаивать свое мнение. Без этого навыка ребенок может попасть под влияние других детей, шантажирующих его возможностью дружить. Они могут требовать каких-либо поступков или игрушек в обмен на игру с ними. Не имея сил для борьбы, ребенок также может отказываться при этом ходить в сад.

Многим вещам, в том числе и умению отстаивать свое мнение, ребенок учится дома, в семье. Прежде чем переносить это умение на внешний социум (садик, детскую площадку во дворе), необходимо посмотреть, что происходит с мнением ребенка внутри семьи. Насколько это мнение уважаемо и значимо. Есть ли такие области внутрисемейных отношений, в рамках которых ребенок принимает самостоятельные решения? Может ли малыш сам определить, с кем ему играть, что надеть и как провести свой день рождения?

Также немалое значение имеет то, каким образом ребенку указывают на его ошибки. Насколько конструктивно родители критикуют его действия.

Как ходить в детский сад без капризов?

Например, ребенок метет пол в своей комнате и поднимает пыль столбом. Взрослый может отреагировать так: «Да что же это ты, безрукий, пыль тут поднял? Мы же задохнемся здесь». Или по-другому: «Если намочить веник, пыли будет гораздо меньше». Чем отличаются эти реакции? После первой хочется бросить веник и сказать: «Ну и метите сами свой пыльный пол!». Вторая фраза не содержит уничижительной оценки и позволяет самому ребенку исправить ситуацию. Он наверняка тоже видит пыль, но не знает, что можно сделать.

Взрослым всегда следует помнить, что существует особый вид родительского общения, который позволяет построить доверительные отношения с ребенком. Такое общение включает умение давать советы и направлять к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт