ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Готовясь к выполнению ожидающих его в новом учебном году дидактических заданий, учитель составляет годовой учебный план по своему предмету для каждого класса, в котором он преподает. Основу такого плана составляет программа соответствующего учебного предмета. При этом содержащимся в программе положениям придается более конкретная форма, учитывающая условия работы в данном классе, и прежде всего такие факторы, как степень продвинутости учеников в учебе, типы и объем имеющихся дидактических средств, объем и способы развития отдельных положений программы в соответствующих главах и параграфах учебника, количество предполагаемых экскурсий, количество уроков, отведенных на повторение пройденного материала, его контроль и оценку и т. п. Годовой учебный план в начале учебного года вписывается в журнал данного класса.

Если годовые планы включают перечень так называемых тематических групп, составленных из тем, относящихся к отдельным методическим единицам, то в планах на учебную четверть получают отражение эти последние темы. В пользу составления планов на четверть говорит тот факт, что они позволяют конкретно и подробно определить дидактические задачи, учесть изменения, вытекающие, например, из ускоренной или замедленной реализации определенных положений программы в течение предыдущей учебной четверти.

Таким образом, эти планы являются, во-первых, более конкретным развитием годовых планов, а во-вторых, образуют основу рационального, распределенного по четвертям, планирования отдельных уроков.

Внешним выражением такого дидактического планирования являются планы и конспекты урока.

  • План урока охватывает, как правило, следующие пункты:
    тему урока;
  • дидактические и воспитательные цели, выраженные чаще всего в категориях конкретных действий, которыми в результате урока должны овладеть ученики;
  • порядок (ход) урока, который чаще всего начинается подготовительными действиями, как, например, проверка присутствия учеников, контроль за выполнение домашней работы и т. п., затем следуют основные действия, вид которых зависит от типа урока, и, наконец, заключительные действия, к числу которых обычно относится закрепление пройденного на уроке материала, а также выдача учащимся задания на дом.

Конспект представляет собой подробное развитие плана урока. Обычно он включает такие пункты, как тема урока, его цель и задачи, порядок урока вместе с распределением материала по отдельным этапам, тема домашней работы, предполагаемые вопросы учителя и учеников. Кроме того, в конспекте содержится перечень тех методов и дидактических средств, которые должны быть использованы на отдельных этапах проведения урока. Если на уроке планируется использование программированных текстов, в конспекте учитываются также дополнительные материалы, например подборки более сложных заданий или упражнений для учеников, работающих быстрее, и т. п.

Синтезирующий блок

Подготовка урока является одним из основных условий его успешного проведения, поэтому она требует от учителя особого внимания при отборе содержания, методов, организационных форм и дидактических средств.

С содержательной точки зрения урок можно считать подготовленным, если учитель «сам хорошо понимает материал, который должен передать ученикам, свободно им владеет и умеет представить его с разных сторон, с разных точек зрения» [Sosnicki К. 1963. S. 48]. Содержательная подготовка к уроку должна выходить за рамки материала, содержащегося в учебнике. Без этого учитель не сможет связать отдельные уроки, так чтобы обеспечить ученикам преемственность в приобретении знаний и в максимальной мере содействовать их умственному развитию.

Кроме того, правильная подготовка урока требует продумывания его построения, определения его типа (урок на повторение, урок, посвященный ознакомлению учеников с новым материалом, и т. п.), подбора соответствующих методов, организационных форм и дидактических средств. Конечные результаты этого выбора зависят, как мы помним из 7-й главы, от общих целей образования, частных дидактических задач, возраста учеников и характерных особенностей учебного предмета.

Наконец, готовясь к уроку, учитель не может обойти такие моменты, как вид школьной доски, расположение оборудования в классе. Обычное расположение такого оборудования для некоторых уроков может быть неприемлемым; иногда нужно установить в классе проекционный аппарат или телевизор, разместить приготовленные для урока образцы, — карты и иллюстрации, переставить скамьи, чтобы предоставить ученикам возможность работать в группах, и т. п. Чем подробнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты. Обобщая, можно сказать, что существуют три вида дидактического планирования и три вида соответствующих им планов: планы на год, на четверть и планы или конспекты отдельных уроков. Если мы примем, что минимальной дидактической «единицей планирования» является урок, то аналогичным элементом планирования на четверть является методическая единица, т. е. совокупность от нескольких до нескольких десятков содержительно связанных между собой уроков, а при планировании на год — тематическая группа, охватывающая по крайней мере две методические единицы.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт