1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.

Цели и задачи урока: продолжить формирование понятия о плане как условном изображении местности на бумаге; начать обучение определению местных предметов по условным знакам плана (приемдм чтения условных знаков); из курса природоведения повторить материал о значении плана и карты.

Оборудование: стенная таблица «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте». При отсутствии таблицы используется план местности в атласе для V класса, с. 2.

В процессе изучения нового материала можно выделить три учебных звена.

1.    Значение планов и карт. Подводя итоги проверки домашнего задания, учитель сообщает, что из своих путешествий и экспедиций географы привозят составленные ими планы и карты мест, которые они видели и описали. Планы, и карты дают возможность познакомиться с новыми местами тем, кто там не был. Особенно ценными в строительстве, в сельском хозяйстве являются планы небольших участков земной поверхности, так как на них местность изображена очень подробно.

Учащимся, предлагается вспомнить, зачем нужны географические карты. Обычно они хорошо знают назначение географических карт и легко отвечают на этот вопрос. В заключение учитель говорит, что большое хозяйственное значение имеет и план местности. Прежде чем построить дом, фабрику, завод, составляют план той местности, где намечена стройка. Каждый колхоз и совхоз имеет план своих земель. Чтобы успешно изучать географию, также, необходимо хорошо уметь читать планы и карты.

Подчеркнем, что значение планов и карт здесь рассмотрено, разносторонне; как результат изучения местности, в. хозяйственной деятельности населения, для изучения географии в школе.

2.    План — условное изображение местности. Учащимся знакомо определение плана, поэтому изучение второй части нового материала начинается с вопроса: что называется планом? Из курса природоведения учащиеся вспоминают, что план — это чертеж земной поверхности в уменьшенном виде. Учитель уточняет определение: «План —это чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в масштабе». С помощью стенной таблицы «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте» учитель показывает, что местность можно изобразить не. только на плане, но и на фотографии, на рисунке, т. е. по-разному. В чем же их различие? Сравним изображение местности на плане и на рисунке. С помощью беседы учащиеся подводятся к выводу: на плане отдельные предметы изображены условными знаками, на рисунке предметы имеют разную величину в зависимости от того, как далеко они находятся от наблюдателя. По рисунку нельзя точно измерить расстояния, а по плану можно.

Переходя к аэрофотоснимкам, учитель поясняет, что с самолета, из космоса можно за короткое время снять большую территорию. На основе аэрофотоснимков делают планы и карты.

Затем план местности сравнивают с аэрофотоснимком. Учащиеся убеждаются, что аэрофотоснимок изображает местность сверху, как и план, но по нему нельзя узнать ни пород деревьев, ни высоты местности, ни названий селений. Учащиеся делают вывод: план полнее изображает местность, чем рисунок и аэрофотоснимок.

3. Ознакомление с приемами чтения условных знаков. Далее учащимся предлагается установить, что можно узнать по плану о местности. Школьники указывают, что по плану можно узнать расположение различных предметов, определить стороны горизонта, направления и расстояния. Все это полезно записать в тетради.

После этого учитель ставит перед классом цель — научиться читать план местности — и предлагает сначала познакомиться с условными знаками. Он поясняет, что различные местные предметы надо указывать по отношению к другим соседним предметам. Учитель предлагает классу вопросы по плану из атласа (с. 3): как называются населенные пункты на вашем плане? Где находится лес? Какие деревья в нем растут? Какая река протекает по деревне Поречье? Где расположены колодцы? Какая дорога соединяет селения Поречье и Ладогино?

В заключение беседы учитель делает вывод, что по условным знакам можно узнать, какие предметы расположены в той или иной местности, в каком направлении друг от друга, на каком расстоянии. Он подчеркивает, что хорошо читать план может лишь тот, кто твердо знает условные знаки местных предметов, и предлагает дома выучить несколько условных знаков, например моста, плотины, редкого леса, кустарника.

Как видно из содержания плана, уже с первого урока по теме можно начать обучение его чтению. На последующих уроках рассматриваются ориентирование на местности, понятие об азимуте, измерении и изображении расстояний и др., дается количественная характеристика предметов, изображенных условными знаками.

Использование топографического плана при изучении оболочек Земли. Наряду с физической картой полушарий и СССР для формирования общих географических понятий можно использовать, хотя и ограниченно, планы местности. При этом продолжается формирование приемов их чтения. На планах местности особенно подробно изображены элементы рельефа и поверхностнее воды. При использовании планов открываются возможности наглядно показать условные знаки природных объектов и

существенные признаки понятии, например отсутствие резких повышений и понижений на равнинах, высоту равнины над уровнем моря и др.

Можно также установить условия образования и развития природных объектов и явлений: расположение оврагов в понижениях рельефа, наиболее подверженных размывающему действию воды; образование крутых берегов реки и отложений песка на мелководных участках русла; соседство болота и озера как показатель зарастания водоема и т. д. Так, при изучении темы «Происхождение, использование и охрана подземных вод» учитель знакомит школьников с условными знаками родника, ключа и просит найти их на плане местности в приложении к учебнику. В конце урока для закрепления материала предлагаемся отыскать на плане местности родник в овраге, из которого вытекает ручей Змейка, и ответить на вопросы: в какой части оврага находится родник? Почему родник образовался в средней, части оврага?

На основе топографического плана могут быть предложены и решены различные познавательные задачи. Например, при закреплении понятия о причинах образования болот возможны следующие задания:

а)    Почему по обеим сторонам реки Белой расположено болото? (Атлас, с. 2).

б)    Как изменяется озеро Тихое? (Атлас, с. 3).

в)    Чем объяснить образование болот в вашей местности?

Решение подобных задач предполагает учет ряда факторов,

отсутствующих на плане. Ряд заданий имеет проблемный характер и обеспечивает умственное развитие школьников.

Немаловажно, что использование топографических планов расширяет область применения карт в целом в V классе, где в связи с первоначальным характером обучения географии роль карт в усвоении географических понятий несколько меньше, чем в последующих классах. Усвоение ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную преемственность в работе. Поэтому ряд заданий может быть выполнен одновременно по картам с крупным и мелким масштабом. Так, по горизонталям мелкомасштабной карты, как и на плане местности, выясняют одни и те же особенности рельефа: формы поверхности, их высоту, крутизну склонов. Надо подчеркнуть необходимость связных описаний, например, рельефа равнины, реки с указанием направления и скорости течения, ширины, мостов и гидротехнических сооружений.

Таким образом, существуют значительные возможности обучения приемам чтения плана местности как в разделе «Изображение Земли на глобусе и картах», так и в последующих разделах.

Использование топографической карты в VI—VII классах

Работа с топографической картой в курсе географии материков. В атласе VI класса имеется топографическая карта, на которой изображена, горная территория. Она позволяет продолжит начатую в V классе работу по описанию природных объектов и явлений, установлению пространственных и причинных связей на основе плана местности. Теперь анализ топографической карты можно связать с задачей изучения природно-территориального комплекса. С этой целью предлагаются задания по описанию отдельных компонентов природы и установлению связи между ними. Такая работа возможна на уроках по теме «Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами» или при изучении Средиземноморья.

Учащимся предлагаются такие вопросы и задания:

1. Найдите на топографической карте параллель и меридиан. Назовите их широту и долготу в градусах и минутах.

2. Покажите на физической карте Евразии местность, изображенною на топографической карте.

3. Найдите горные хребты на топографической карте.

4.    Какой хребет самый высокий? У какого хребта наиболее расчленены склоны? На каких склонах этого хребта выпадает больше осадков? Чем это объяснить? Как это сказывается на растительности?

5.    Где расположены населенные пункты? Чем объяснить их расположение?

6.    На какой высоте находится селение Литтау?

Содержание вопросов показывает особенности использований топографической карты в VI классе. Сначала шестиклассники ориентируются в градусной сетке карты. Затем нужно связать топографическую карту с мелкомасштабной физической и только после этого можно выяснять природные и другие особенности местности и ее компонентов, устанавливать связи между ними.

Чтение топографической карты в VII классе. Начатую ранее работу с топографической картой и планом продолжает курс физической географии СССР. Сведения о топографических картах входят в тему «Карты и работа с ними». Ее главная цель -завершить формирование системы картографических знаний. Эту цель следует дополнить еще одной — продолжить обучение приемам чтения топографических карт, формирование которых началось в V классе.

Эта связь приемов видна из таблицы 1.

 

Приемы чтения топографических планов и карт

1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.

Методика изучения темы «Карты и работа с ними» довольно полно описана в литературе, поэтому рассмотрим лишь принципиальные особенности методики, связанные с формированием приемов чтения топографической карты.

Первая из них — связь с ранее усвоенными картографическими понятиями и приемами чтения карт. Эта связь предполагает организацию повторения ранее изученного, опору на него при формировании новых картографических понятий.

Многие приемы, сложные по составу умственных и практических действий, в VII классе могут быть сформированы на уровне выполнения заданий по инструкции учителя,, по образцу. Опыт работы многих школ показывает, что тема «Карты и работа с ними» требует примерно на 2—3 урока больше, чем отведено программой. Учебник- содержит задания на определение географических и прямоугольных координат, высоты сечения рельефа, составление профиля по топографической карте, определение дирекционных углов, истинного и магнитного азимута. Но недостаток учебного времени не позволяет обеспечить повторяемость этих заданий, т. е. упражнения в применении формируемых приемов. Поэтому существенное значение приобретает разделение большого задания на ряд мелких. В. этом состоит вторая особенность методики изучения темы. Так, для определения географических координат предлагаются такие задания;

1.    Какие координаты называют географическими?

2.    На восточной рамке карты (атласа) найдите обозначение географической широты. В каком направлении ведется отсчет географической широты?

3.    На южной рамке карты найдите обозначение географической долготы. В каком направлении отсчитывают географическую долготу?

4.    Проведите параллель через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую широту объекта.

5. Проведите мысленно меридиан через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую долготу объекта.

Прием определения географических координат по топографической карте примерно такой же, как и по мелкомасштабной географической. Однако здесь требуются более сложная аналитическая деятельность и обобщение приема.

По предлагаемой схеме можно определить, например, координаты горы Карьерной, Михалинской, колодца к югу от деревни Вороново и др. Так, географические координаты горы Карьерной составляют 54°42'06" с. ш, и 18°06'40" в. д.

Сложнее определение прямоугольных координат, хотя последовательность работы остается примерно той же.

Из приведенных примеров видны некоторые особенности работы учителя и учащихся: тесная и непосредственная связь теоретических знаний учащихся с их практическими действиями; упражнения сопровождаются пояснениями учащихся.

Эффективность такого подхода была проверена на материале обучения определению географических координат в V классе.

Еще одна особенность методики — систематизация топографических знаний и приемов. Большое количество новых и сложных картографических понятий и связанных с ними приемов чтения топографической карты нуждается в обобщении, что делает необходимым проведение повторительно-обобщающего урока. Он предоставляет также возможность упражнений в применении некоторых приемов, помогая их закреплению и совершенствованию.

Опишем методику этого урока. Топографические и мелкомасштабные географические карты имеют много общего в математической основе, построении, в условности изображения. Знания, усвоенные в теме «Карты и работа с ними», позволяют дать общую оценку топографических и географических карт и рассмотреть их с нескольких точек зрения. Обобщенные знания являются базой Для практических работ, опирающихся как на знание свойств и особенностей карт, так и на умения использовать различные приемы их чтения.

Исходя из этого выдвигаются следующие цели урока:

а)    повторить основные сведения о топографических и мелкомасштабных географических картах и выявить их общие особенности;

б)    показать возможности разносторонней оценки топографических и мелкомасштабных географических карт с точки зрения их познавательного содержания;

в)    на основе знания свойств карт закрепить общие приемы их чтения.

Соответственно целям в уроке выделяются три части.

I. Учитель указывает, что в разделе «Карты и работа с ними» ученики изучили две группы карт — топографические и мелкомасштабные географические. Они имеют ряд общих особенностей; В чем же они состоят? Учитель записывает «На классной доске форму таблицы, а учащиеся называют особенности Карт. Заполненная таблица имеет такой вид:

Таблица 2 Отличия топографических от мелкомасштабных карт

1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.

Заполнение таблицы требует немало времени. Можно проанализировать готовую таблицу, заранее записав ее на Доске и закрыв предварительно картой. Анализ готовой таблицы, однако, упрощает работу учащихся.

Затем учащимся предлагается назвать «способы изображения природных явлений на топографических и мелкомасштабных географических картах. Учащиеся называют эти способы: качественного фона, изолинии, линии движения — и приводят примеры карт, на которых использованы указанные способы. Из сказанного делается вывод: на топографических и мелкомасштабных географических картах используются одинаковые способы изображения природных явлений.

Далее учащиеся выполняют следующее задание: одной чертой подчеркивают крупномасштабные карты, двумя — мелкомасштабные.

1 : 25 000 1 : 1 000 000 1 (10 000 000 1:100 000 1:22 000 000

В конце этой части урока учащиеся называют общие особенности рассматриваемых карт и их отличия.

II. Учитель подчеркивает, что знание особенностей карт позволяет указать конкретные свойства каждой из них. С помощью составленной в начале урока таблицы учащиеся оценивают свойства физической карты Восточно-Европейской равнины в атласе на с. 20—21. Поскольку такие задания раньше не выполнялись, учитель для образца описывает аналогичную карту Западно-Сибирской равнины. Предварительно он указывает, что на мелкомасштабных картах Помещают масштаб обычно в правом нижнем углу, а на топографических —внизу, посередине.

Описание может быть таким: «Физическая карта Восточно-Европейской равнины —Это мелкомасштабная общегеографическая карта. Эта карта построена в равноугольной проекции, и меньше всего искажений на ней между параллелями 45 и 65°. Измерять расстояния и площади можно довольно точно почти по всей этой карте.. Рельеф на карте изображен с помощью окраски: Горизонтали проведены через 50 м (0 м, 50 м, 100 м, 150 м, 200 м, 500 м)».

После этой работы учащимся предлагается обобщающий вопрос: какие особенности карты нужно учитывать при ее чтении? На этот вопрос легко получить ответ, если предварительно учащиеся дадут определение понятия «карта».

III. В завершающей части урока учитель проводит повторение и закрепление приемов чтения карты, основанное на знании особенностей карт.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

1.    Какие особенности топографических карт надо учитывать при описании местности?

2.    Почему на топографической карте почти нет искажении?

3.    Назовите виды условных знаков, применяемых на. топографических картах.

4. Опишите по топографической карте рельеф квадратов

Описание выполняется устно, а при необходимости его можно выполнить в письменном виде по вариантам.

5. Покажите на карте атласа километровые линии. Зачем они необходимы?

 6. Определите по топографической карте атласа географические координаты колодца к югу от деревни Вороново и прямоугольные координаты горы Голой.

7. Какое склонение имеет местность, изображенная на топографической карте атласа? Чему оно равно?

В конце урока учащиеся делают вывод, объясняя значение различных типов карт для науки и хозяйственной деятельности человека. Учитель дополняет вывод, рассказывая о значении географических карт разного содержания и масштаба.

Другие новости по теме:
  • ЧТЕНИЕ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И КАРТ
  • ДИДАКТИКА. ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ
  • Чтение рельефа по физической карте
  • Анализ содержания географических текстов.
  • Особенности чтения геологической карты
  • ЧТЕНИЕ ТЕКТОНИЧЕСКИХ И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
  • Чтение рельефа в VII классе.
  • Обучение приемам чтения тектонической карты
  • Основные пути формирования приемов учебной работы
  • ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ
  • ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕО ...
  • Чтение рельефа в VI классе.
  • Общие требования к характеристике климата по картам
  • Определение климатообразующих факторов
  • Навигация по статьям

    » Главня страница

    » Дидактика как теория образования

    » Задачи и содержание общего и политехнического образования

    » Процесс обучения

    » Принципы обучения

    » Методы обучения

    » Урок - основная форма организации процесса обучения

    » Дифференциация обучения в средней школе

    » Преподавание как творческая деятельность учителя

    » Предмет и задачи дидактики

    » Дидактические системы

    » Цели образования

    » Программированное обучение

    » Организационные формы обучения

    » Дидактические средства

    » Неудачи в учебе

    » Планирование учебно-воспитательной работы

    » Условия модернизации образования

    » Введение в дидактику

    » Генезис дидактических систем в различные исторические периоды

    » Психологические основы обучения

    » Основы общей дидактики

    » Основые направления современного обучения

    » Частные возрастные дидактики

    » Программа по русскому языку

    » Программа по математике

    » Программа по природоведению

    » Cборник приказов и инструкций

    » Программа по трудовому обучению

    » Как научиться на 100% запоминать тексты

    » Практический курс подготовки к школе

    » Нервные дети и их воспитание

    » Дидактика. Приемы учебной работы

    » Методы обучения в современной школе

    » Как справиться с капризами

    Sitemap

    Поиск по сайту


    Статистика