1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА


На каждом историческом этапе развития образования всегда выступают два процесса: познание окружающего мира и обучение. Каковы закономерности этих двух процессов и есть ли между ними связь? Влияет ли один процесс на другой и если да, то в чем и как это проявляется? Эти вопросы давно возникли перед дидактикой и по-разному решались представителями материалистической и идеалистической теорий обучения. Много споров возникло среди педагогов и по вопросу о предмете дидактики. Дело в том, что в обучении осуществляется познавательная, мыслительная деятельность учащихся. А закономерности мышления изучают гносеология, психология, физиология высшей нервной деятельности.

В чем же специфика дидактического подхода к мышлению школьников по сравнению с перечисленными науками?

Не является ли дидактика прикладной психологией?

Такой точки зрения до сих пор придерживаются многие зарубежные психологи, не считающие дидактику самостоятельной наукой.

Как же этот вопрос решается в советской дидактике?

Каждая наука, исследуя определенную область действительности; открывает закономерные связи между явлениями, законы их возникновения, функционирования и развития. А есть ли закономерности и законы обучения? Ведь обучение — это сознательная, целеустремленная деятельность педагогов и учащихся. Подчиняется ли она каким-либо объективным законам? Может ли быть обучение предметом научного исследования, или это область искусства?

Изучением процесса обучения занимается не только дидактика, но и методики отдельных учебных предметов. У них один и тот же объект исследования. Чем же они отличаются? Каковы связи и отношения между дидактикой и методиками?

Рассмотрению указанных проблем, над решением которых трудились многие поколения дидактов, и посвящена данная глава.

Познание и обучение в развитии общества.

В историческом развитии общества всегда выступают два процесса: познание окружающего мира — с одной стороны, и обучение подрастающих поколений — с другой. На любой ступени развития общества оба процесса представляют непременное условие его существования. Каково соотношение между ними? На первый взгляд может показаться, что это различные, мало связанные между собой процессы. Задачи познания — открытие новых фактов и законов развития объективного мира. Задача обучения — вооружение людей теми знаниями и. опытом, которых достигло познание. Между познанием и обучением имеются внутренние, глубокие связи; познание является первичным по отношению к обучению. Обучение имеет своим содержанием знания, которые представляют собой результат, продукт познания. Но это вторичное обусловлено объективно. Для того чтобы знание как результат познания могло быть использовано обществом, применено в жизни, оно должно быть усвоено членами общества, т. е. стать содержанием обучения. Только при этом условии возможно и дальнейшее развитие познания, науки.

Даже при схематическом (см. рис. 1) рассмотрении выступают сложные связи между познанием и обучением. В действительности эти связи реализуются не непосредственно, а опосредованно как взаимосвязь движения наук о природе и обществе, с одной стороны, и процесса образования и обучения — с другой.

Подобный взгляд на связь познания и обучения разделяется не всеми. Многие идеалисты не признают роль практики как источника познания. Познание рассматривается ими как произвольная деятельность человеческого сознания, не связанная с практикой, с потребностями жизни. Кант, например, представлял познание как созерцание предметов и явлений, сопровождаемое рассудочным мышлением. Созерцание или Чувственное восприятие явлений, по Канту, происходит в силу того, что человеку до всякого чувственного опыта присущи от природы определенные формы созерцания (категории пространства и времени), в которые «укладываются» и в которых упорядочиваются все ощущения. Признавая возможность познаваемости явлений («феноменов»), Кант утверждал, что сущность их, т. е. «вещь в себе», непознаваема. Эта теория познания явилась основой агностической трактовки процесса обучения.

Изучение различных теорий процесса обучения советскими педагогами приводит к убедительному выводу о том, что каждая содержательная теория обучения имеет своей основой определенную теорию познания, которая в свою очередь является существенной частью той или иной философской системы. Этим в конце концов и объясняется идейная направленность теории обучения, ее социальная природа. Таким образом, разработка теорий обучения, в силу внутренних связей их с определенными гносеологическими позициями, явилась ареной борьбы идеализма и материализма в вопросах обучения и воспитания молодого поколения. Советский педагог Н. К- Гончаров пришел к следующим выводам: «Теория обучения, как это можно проследить исторически, всегда была-связана с теорией познания. Гносеологические взгляды того или иного педагога неизбежно находили свое конкретное выражение в его теории обучения»

И далее…

1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Рис. 1

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт