ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ


§ 1. Дидактика Гербарта как основа деятельности традиционной школы

§ 2. Дидактика Дьюи как основа деятельности прогрессивистской школы

§ 3. Современная дидактика как основа деятельности социалистической школы


Общая дидактика, как и каждая наука, стремится к разработке системы обоснованных и проверенных утверждений, к адекватному описанию существующей действительности, к установлению законов, описывающих явления и процессы, наблюдающиеся в этой действительности, наконец, к формулировке принципов и правил деятельности, связанной с постоянно изменяющимися потребностями человека, в данном случае с потребностями, возникающими в процессе обучения. В связи с этим общая дидактика изучает системы, цели, содержание, процессы, принципы, методы и организационные формы обучения, используемые на всех уровнях и в рамках всех предметов школьного и внешкольного обучения. Если мы примем за основу распределения материала настоящего учебника по отдельным главам именно эти составные части предмета исследований общей дидактики, то данную главу придется посвятить анализу некоторых систем обучения, или анализу дидактических систем. Под дидактической системой мы будем при этом понимать совокупность организационных принципов, а также содержание, методы и средства обучения, которые образуют единую, внутренне целостную структуру и подчиняются достижению целей обучения, принятых обществом.

В главе 1 уже говорилось о том, что общая дидактика является наукой об обучении. Было отмечено, что такая интерпретация дидактики, предполагающая включение в предмет ее исследований целостно понимаемой деятельности по обучению, получила признание только в нашем

столетии. В более ранних трактовках подчеркивалось, что дидактика должна исследовать прежде всего либо процесс преподавания (гербартисты), либо процесс учения (представители различных течений так называемого нового воспитания).


Эти интерпретации предмета исследований общей дидактики можно представить в виде последовательности соотношений:

1) процесс преподавания > процесс учения;

2) процесс преподавания < процесс учения;

3) процесс преподавания и учения.


Знак неравенства в первом выражении указывает на доминирующую роль процесса преподавания над процессом учения как предмета исследований общей дидактики, во втором выражении показана обратная зависимость, а в третьем подчеркнут тот факт, что обе стороны обучения выступают в своем единстве.

Принимая представленные в перечне отношения в качестве основания для классификации современных дидактических систем, т. е. систем, основанных на классно-урочном обучении, мы можем выделить традиционную систему (1), систему, связанную с так называемым «новым» воспитанием (2), а также современную систему дидактики (3).

Безусловно, каждая из выделенных систем складывается из большего или меньшего числа направлений. Так, говоря о традиционной дидактической системе мы, в частности, имеем в виду концепции, разработанные И. Штурмом, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, А. Беллом и Д. Ланкастером, и прежде всего И. Ф. Гербартом. В свою очередь, в системе нового воспитания можно выделить такие ее направления, как трудовая школа Д. Дьюи или Г. Кершенштейнера, «школа в меру возможностей ребенка», творческая школа и т. д. В рамках современной дидактической системы также функционируют различные направления, например С. Френе, программированное обучение и др.

Учитывая, что подробное описание всех направлений, входящих в традиционную систему и систему нового воспитания, не является задачей этого учебника, мы ограничим свой анализ только наиболее типичными. Представляется, что именно такова роль гербартизма по отношению к традиционной системе, а прогрессивизма — в отношении системы нового воспитания. 3. Мыслаковский (1890—1971) назвал их «двумя выдающимися педагогическими концепциями человечества» [Myslakowski Z. 1964. S. 82]. Описывая систему современной дидактики, мы раскроем содержание теоретических посылок тех ее направлений, которые в настоящее время образуют базу деятельности систем образования в наиболее развитых странах мира. В данном, последнем случае мы не будем заменять систему каким-либо из представляющих ее направлений или подсистем.





ДИДАКТИКА И. ГЕРБАРТА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ДИДАКТИКА И. ГЕРБАРТА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Основы этого направления (подсистемы) традиционной дидактики, которое впоследствии назвали гербартовским, разработал немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт. Критически оценивая работы своих предшественников и современных ему педагогов (исключение для него составлял Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), которого он ценил за поиски методов умственного развития учащихся и формирования у них познавательных способностей), Гербарт попытался создать «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии.





ДИДАКТИКА ДЖ. ДЬЮИ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВИСТСКОЙ ШКОЛЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ДИДАКТИКА ДЖ. ДЬЮИ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВИСТСКОЙ ШКОЛЫ

На рубеже XIX и XX столетий гербартовская дидактика и действовавшая в соответствии с ее принципами «традиционная школа» оказались объектом острой и почти повсеместной критики. Осуждались ригоризм и авторитарность этой школы, выдвигалось требование ее преобразования в «школу для жизни и через жизнь» (Овидий Декроли, 1871—1932). Доминировавший в ней односторонний интеллектуализм и «книжную науку» старались заменить «подлинной работой и всесторонними творческими усилиями учеников» (Гуго Гаудиг, 1860—1923; Георг Кершентштейнер, 1854—1932).





СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

В предыдущих параграфах мы охарактеризовали главные черты гербартовской дидактики, а также дидактики прогрессивистов. Сторонники Гербарта склонны были усматривать основной предмет исследований общей дидактики в деятельности учителя. В связи с этим они уделяли большое внимание поиску эффективных методов и организационных форм передачи учащимся знаний (формальные ступени обучения). В свою очередь, сторонники дидактики прогрессивистов, положения которой определяли направления деятельности так называемой новой школы, сконцентрировали свое внимание прежде всего на деятельности учеников.




Навигация по статьям

» Главня страница

» Дидактика как теория образования

» Задачи и содержание общего и политехнического образования

» Процесс обучения

» Принципы обучения

» Методы обучения

» Урок - основная форма организации процесса обучения

» Дифференциация обучения в средней школе

» Преподавание как творческая деятельность учителя

» Предмет и задачи дидактики

» Дидактические системы

» Цели образования

» Программированное обучение

» Организационные формы обучения

» Дидактические средства

» Неудачи в учебе

» Планирование учебно-воспитательной работы

» Условия модернизации образования

» Введение в дидактику

» Генезис дидактических систем в различные исторические периоды

» Психологические основы обучения

» Основы общей дидактики

» Основые направления современного обучения

» Частные возрастные дидактики

» Программа по русскому языку

» Программа по математике

» Программа по природоведению

» Cборник приказов и инструкций

» Программа по трудовому обучению

» Как научиться на 100% запоминать тексты

» Практический курс подготовки к школе

» Нервные дети и их воспитание

» Дидактика. Приемы учебной работы

» Методы обучения в современной школе

» Как справиться с капризами

Sitemap

Поиск по сайту


Статистика