ЦЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Основной целью общего образования, тесно связанной с рассмотренными в предыдущем параграфе целями воспитания, является обеспечение всем учащимся оптимального с учетом их возможностей — интеллектуального развития.

Безусловно, данная цель выступает не сама по себе, а в единстве С целями воспитания (особенно воспитания социально-нравственного и эстетического), направленными на формирование личности ученика в целом, а не только ее определенных аспектов. Существование различных сторон развития личности ни в коей мере не означает, что каждая из них может выступить в качестве особой области отдельных воспитательных воздействий. В действительности эти различные стороны тесно связаны между собой и только в своем единстве образуют цельную личность. Именно в связи с этим социально-нравственное воспитание обычно включает элементы эстетического образования и воспитания; последние, в свою очередь, охватывают воспитательные воздействия, стимулирующие социально-нравственное и интеллектуальное развитие личности учащегося. Так же обстоит дело и с обучением, потому что и оно, как подтверждает школьная практика, тем эффективнее, чем больше ориентировано на формирование целостной личности ученика, а не только на развитие его мышления.

Достижению основной цели общего образования — обеспечения для каждого ученика условий для полного интеллектуального развития — подчинена вся деятельность общеобразовательной школы, в определенной мере и профессиональных школ. В своей деятельности учитель обеспечивает реализацию целей общего образования в неразрывной связи с его основной целью, что предполагает следующее:

  • Знакомство учеников с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре в объеме, который позволяет им понимать основные явления, события и процессы действительности, а также использовать их в ходе воздействия на нее.

От того, насколько успешно школа решает эту задачу, в основном и зависит оценка ее работы со стороны общества. В немалой степени от этого зависят и судьбы учеников, которые, поступая в высшие учебные заведения, должны отдавать себе отчет в качестве и количестве знаний, которыми они уже овладели.

Ознакомление учащихся с достижениями в определенной области знаний и формирование у них соответствующих умений тесно связано как с общим образованием, в задачи которого входит, например, формирование и развитие способностей и интересов учащихся, так и с воспитанием, ибо эти процессы, как уже неоднократно подчеркивалось, выступают в своем диалектическом единстве.

  • Преподаватель обеспечивает также развитие способностей и познавательных интересов учащихся, а именно: критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений.

Правильному с содержательной и методической точек зрения решению этой задачи содействует выработка у учеников навыков самостоятельно выявлять, формулировать и разрешать определенные теоретические и практические проблемы, связанные с природой, общественной жизнью, техникой и культурой.

Требование связи с практикой, соблюдение которого в учебно-воспитательном процессе определяет развитие способностей и познавательных интересов учащихся, заключается в том, чтобы формировать их мышление с помощью специально создаваемых для них ситуаций, которые бы стимулировали последнее; развивать их память благодаря ее систематической тренировке на соответствующим образом подобранном материале; формировать у них определенные практические умения в условиях, позволяющих им действительно выполнять эти действия на практике, и т. п.

О необходимости строго соблюдать это требование свидетельствуют не только результаты психологических и дидактических исследований, но и перемены, происходящие в современном мире. Стремительный рост объема знаний, бурное развитие техники, всевозрастающая роль науки в современной жизни, необходимость разрешения новых, не встречавшихся раньше проблем — вот только некоторые факторы, которые обусловливают необходимость рационального использования общественных ресурсов способностей наравне с уже осознанной необходимостью продуманного использования сырьевых запасов. В этих условиях задача развития способностей и познавательных интересов учащихся поднимается до уровня одной из основных задач современной школы.

  • В задачу преподавателя входит и формирование у детей и молодежи научного мировоззрения, т. е. системы научно обоснованной, логически стройной системы взглядов и убеждений, определяющих отношение к миру и направляющих их поведение [см.: Okon W. 1970. С. 51].

Под «взглядом» будем понимать внутренне непротиворечивую систему знаний по определенной теме, основанную на научных предпосылках, которую можно принять в свете приводимых его сторонниками доказательств. Убеждение же кроме перечисленных черт характеризует еще одна особенность, а именно то, что лицо, которое его разделяет, считает его безусловно правильным. Взгляды и убеждения становятся определяющими для поведения учеников тогда, когда они формируются в процессе собственной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а не приобретаются в готовом виде, как бы в дар, от других лиц. Для достижения этой цели образования также необходимо развитие способностей и познавательных интересов учащихся.

  • Преподаватель должен приобщить учащихся к самообразованию, формировать у них потребность в постоянном систематическом и самостоятельном пополнении имеющихся знаний и умений в ходе учебы за пределами школы.

В эпоху стремительного роста объема информации и связанного с этим быстрого «старения» школьных программ, в том числе и программ высших учебных заведений, которое протекает гораздо быстрее, чем в прошлом, эта цель выдвигается в число основных. Именно в связи с этим некоторые дидакты полагают, что основная обязанность современной школы состоит в том, чтобы научить учеников учиться самостоятельно. Это умение приобретает особо важное значение в эпоху реализации во многих странах идеи непрерывного образования и является логическим следствием научно-технического прогресса и выступающей в качестве необходимого условия адаптации человека к постоянно меняющимся условиям его жизни и трудовой деятельности.

  • Целью общего образования является также ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., и формирование у них умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами.

Такое образование называют «политехническим»; оно должно обеспечить не столько подготовку учащихся к какой-либо профессии, сколько понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг.

Рассмотренные цели общего образования, относящиеся к учебно-воспитательной работе с детьми и молодежью в учебных заведениях на разных уровнях обучения, являются ведущими. Их конкретизации служат частные цели обучения, которые определяются в учебных планах и в программах по отдельным учебным предметам.

Проблемный блок

Как утверждает Казимир Сосницкий, три основные цели социалистического воспитания, а именно: формирование научного мировоззрения, подготовка к участию в построении социалистического общества и всестороннее развитие человека, — следует понимать в единстве и как открытые. Единство заключается в том, что их достижение является целью воспитания как в семье, так и в школе и вне школы. Открытость же означает постепенность их реализации применительно к достигнутому уровню физического и психического развития человека на разных все более высоких уровнях.

One thought on “ЦЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Зоя Николаевна 21.02.2016 at 11:58

    Каким образом учитель обеспечивает реализацию целей общего образования в неразрывной связи с его основной целью без создания личностно-интеллектуальной среды самообучения?

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт